подход согласно которому культура это система информационных кодов закрепляющих
Подход согласно которому культура это система информационных кодов закрепляющих
Файл: Философия Человека.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлена: 04.06.2021
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
13. Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был …
15. Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется …
Решение:
Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является личностью. С позиций персонализма, личность – единство духовности, душевности и телесности.
Решение:
Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано Боэцием (ок.490–524 гг.) – средневековым философом. Личность – индивидуальная субстанция разумной природы.
20. Единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных особенностей называется …
21. Автором психоаналитической типологии характеров человека (экстраверт-интроверт) является …
Решение:
Автором психоаналитической типологии характеров человека (экстраверт-интроверт) является Клавдий Гален, врач II-го века нашей эры.
3. Человек и культура
1. История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется …
Решение:
История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется мировой культурой. Второй смысл этого понятия – достижения, признаваемые различными народами и включаемые в их культуру (например, мировое признание творчества А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, русского искусства и т.д.).
2. Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется …
Решение:
Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется культурой. Впервые этот термин встречается у Цицерона.
3. Слово «культура» в переводе с _________языка означает «возделывание», «обработка земли»
4. Высказывание о культуре, с которым НЕЛЬЗЯ согласиться:
Культура наследуется биологически
Культура такой же древний феномен, как и человечество
Выражение «малокультурные народы» бескультурно
Бескультурных народов не бывает
5. Воспитание и образование относятся к __________ культуре.
6. Подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики, называется …
Решение:
Подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики, называется деятельностным. В качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность.
7. Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется …
Решение:
Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется семиотическим. Данной позиции придерживался Ю. А. Лотман. Культура как сложно организованный и развивающийся набор семиотических систем передает программы поведения и деятельности будущим поколениям.
Решение:
Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется аксиологическим. Эта система значима для конкретного общества в конкретных исторических условиях.
9. Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был …
Решение:
Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был З. Фрейд (1856–1939 гг.). Культура как бы «табуирует» многие желания и мотивы, связанные со свободным проявлением животных инстинктов, воспитывая и формируя человека с раннего детства, свобода индивида все более ограничивается развитием культуры.
10. Культуру и цивилизацию противостоящими друг другу считал …
11. Идеологические и мировоззренческие установки, радикально противостоящие принципам и основоположениям западной культуры последней трети XX в., называются …
Решение:
Идеологические и мировоззренческие установки, радикально противостоящие принципам и основоположениям западной культуры последней трети XX в., называются контркультурой. Для идеологии контркультуры характерен революционный настрой, в основном в сфере духовной культуры – «революция в искусстве», «сексуальная революция», «психоделическая революция». Это бунт молодого поколения против «культуры отцов».
12. Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется …
Решение:
Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется субкультурой. К субкультурам могут быть отнесены национальные (локальные) культуры (по отношению к глобальной массовой культуре), молодежные движения, профессиональные сообщества, объединения поклонников той или иной «звезды» шоу-бизнеса, политического деятеля, идеи и т.п.
13. Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры.
Решение:
Распространенность и общедоступность являются признаками массовой культуры – культуры современного (индустриального и постиндустриального) общества, рассчитанной на массовое потребление. Эта особенность отличает ее от элитарной и народной. Неотъемлемой частью этой культуры являются средства массовой информации (радио, печать, телевидение, Интернет), благодаря которым она оказывается доступной представителям всех социальных слоев. Цели массовой культуры – удовлетворение сиюминутных запросов людей, быстрое реагирование на происходящие в мире изменения, получение прибыли ее создателями. Жанры массовой культуры – романы, детективы, коммерческие фильмы, мюзиклы, эстрадные шоу и т.д.
низкий художественный уровень
функция психологической компенсации
способность интегрировать индивида в социальную систему
Решение:
По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется культурно-историческим типом. В общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы (морфологического признака) и органической материи. Подробнее об этом см. в его работе «Россия и Европа».
Решение:
Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена Й. Хейзингой (1872–1945 гг.). В работе «Человек играющий» философ подчеркивает, что всякая форма культуры есть «игра» потому, что она развивается как свободный выбор.
Низкий художественный уровень
Культуру и цивилизацию противостоящими друг другу считал …
О. Шпенглер
Подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики, называется …
Деятельностным
Подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики, называется деятельностным. В качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность.
Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется …
Аксиологическим
Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется аксиологическим. Эта система значима для конкретного общества в конкретных исторических условиях.
Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой.
Массовой
Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры.
Массовой
Передача культуры происходит по принципу …
«социальных эстафет»
По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются …
Архетипами
Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был
З. Фрейд
Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был З. Фрейд (1856–1939 гг.). Культура как бы «табуирует» многие желания и мотивы, связанные со свободным проявлением животных инстинктов, воспитывая и формируя человека с раннего детства, свобода индивида все более ограничивается развитием культуры.
Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется
Семиотическим
Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена
Й. Хейзингой
По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется …
Культурно-историческим типом
Решение:
По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется культурно-историческим типом. В общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы (морфологического признака) и органической материи. Подробнее об этом см. в его работе «Россия и Европа».
Коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни называются …
Культурной революцией
Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется …
Субкультурой
Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется субкультурой. К субкультурам могут быть отнесены национальные (локальные) культуры (по отношению к глобальной массовой культуре), молодежные движения, профессиональные сообщества, объединения поклонников той или иной «звезды» шоу-бизнеса, политического деятеля, идеи и т.п.
Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется …
Искусством
Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется искусством. Термином «искусство» обозначают не только художественные произведения, продукты художественного творчества, но и мастерство, искусность, виртуозность, проявленные в любой другой сфере сознания и деятельности.
Результатом отчуждения в явлении массовой культуры является ее …
Низкий художественный уровень
Результатом отчуждения – социального процесса превращения результатов человеческой деятельности в чуждую для человека силу – в явлении массовой культуры является ее низкий художественный уровень, бессодержательность, бездуховность. Сущность отчуждения в современном обществе – противоречие между творческим процессом субъекта и объективированными формами культуры: произведения массовой культуры не являются плодом свободного воображения творцов, а создаются с целью извлечения прибыли, коммерческой выгоды и следуют общепринятым стандартам – примитивные сюжеты, легкость восприятия, развлекательный характер и т.д. Философы XX века (Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс», Г. Зиммель «Трагедия культуры») увидели негативное влияние массовой культуры в превращении людей в «массу», которая довольствуется бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, обладает низким уровнем критического самосознания и потому является объектом манипулирования, следствие чего – общая социальная дезориентация.
Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется …
Аксиологическим
Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется аксиологическим. Эта система значима для конкретного общества в конкретных исторических условиях.
Человек, индивид, личность
Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период …
Средневековья
Решение:
Философия Средних веков впервые сделала объектом анализа личность как особую индивидуальную сущность. Если в Античности личность понималась как отношение человека к обществу (для греческой философии, например, личность нереальна вне общины или полиса), то в христианстве она понимается как особая «индивидуальная субстанция», синоним нематериальной души. Именно в эпоху Средневековья личность понимается как внеприродная и внесоциальная сущность, обладающая свободой выбора, самосознанием, нравственными качествами. В отличие от древних учений, христианская религия и философия отрицают идею растворения индивидуальной души в природе и идею перерождения, утверждают безусловную, абсолютную ценность личности.
Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется …
Личностью
Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является …
Личностью
Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является личностью. С позиций персонализма, личность – единство духовности, душевности и телесности.
Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для …
Экзистенциализма
Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для экзистенциализма, согласно которому человек не может быть сведен к какой-либо «сущности» (биологической, социальной или духовной). Экзистенциализм, как и персонализм, разграничивает и противопоставляет понятия индивидуальности как части природного и социального целого и личности как неповторимого духовного самоопределения. «Существование предшествует сущности»: человек в результате своего жизненного выбора сам определяет себя как личность. Стать личностью, субъектом – значит обрести свою свободу; отказаться от своей свободы – значит отказаться от себя как личности и стать «как все», объектом, то есть частью общества. Подобным противопоставлением личности и общества экзистенциализм существенно отличается от немецкого классического идеализма и марксизма.
Концепция, с позиций которой человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие, называется …
Экзистенциализмом
Концепция, с позиций которой человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие, называется экзистенциализмом. Человек ничем не детерминирован, он «есть не что иное, как проект самого себя» (Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»).
Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в …
Психоанализе
Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется …
Тема 6. Философия человека
Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры.
| массовой |
элитарной | |
народной | |
классической |
Состояние и условие совершенства называется …
| благом |
праксиологией | |
аксиологией | |
смыслом |
Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением …
| Софии |
животного | |
сверхчеловека | |
личности |
По мнению И. Канта, основой личности является …
| моральный закон |
истинное познание | |
индивидуальность | |
психика |
Единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных особенностей называется …
| индивидом |
личностью | |
субстратом | |
элементом |
Результатом отчуждения в явлении массовой культуры является ее …
| низкий художественный уровень |
интернациональный характер | |
функция психологической компенсации | |
способность интегрировать индивида в социальную систему |
Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …
| Протагору |
Сократу | |
Аристотелю | |
Тертуллиану |
Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит …
| И. Канту |
К. Марксу | |
А. Бергсону | |
М. Хайдеггеру |
Коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни называются …
| культурной революцией |
духовным кризисом | |
мировоззрением | |
надстройкой |
Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является …
| игра |
психика | |
труд | |
информация |
Учение о ценностях называется …
| аксиологией |
праксиологией | |
этикой | |
эстетикой |
Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является …
| личностью |
творцом мира | |
животным | |
объектом |
По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется …
| культурно-историческим типом |
формацией | |
государством | |
историко-философской категорией |
Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был …
| Д. Юм |
И. Фихте | |
А. Камю | |
П. Абеляр |
Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются …
| субъектными |
объектными | |
предметными | |
природными |
По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать …
| благородным мужем |
государственным чиновником | |
религиозным деятелем | |
добровольным рабом |
Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется …
| натурализаторским |
гуманистическим | |
аксиологическим | |
символическим |
Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем …
| Сократа |
Августина | |
З. Фрейда | |
Д. Юма |
Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в …
| самой жизни |
экзистенции | |
материи | |
существовании объектов |
Понятие «ценность» появляется в трудах …
| И. Канта |
Г. Гегеля | |
В. Ленина | |
В. Соловьева |
Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются …
| материальной культурой |
духовным производством | |
контркультурой | |
образованием |
Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни …
| спасение души |
творчество | |
любовь к человеку | |
познание |
Самобытность конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы, называется …
| индивидуальностью |
свободой | |
творчеством | |
универсальностью |
История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется …
| мировой культурой |
философией культуры | |
историософией | |
метафизикой |
Выражение «Человек человеку волк» принадлежит …
| Т. Гоббсу |
Л. Фейербаху | |
Н. Бердяеву | |
М. Маклюэну |
Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был …
| З. Фрейд |
Г. Гегель | |
Н. Бердяев | |
В. Дильтей |
Состояние и условие совершенства называется …
| благом |
праксиологией | |
аксиологией | |
смыслом |
Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются …
| идеологическими |
материальными | |
предметными | |
эстетическими |
Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется …
| антропогенезом |
антропоморфизмом | |
антропоцентризмом | |
антропологией |
По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются …
| архетипами |
психотипами | |
сущностью | |
диалектикой |
Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой …
| софистов |
апологетов | |
легистов | |
джайнистов |
Придание природе и ее составляющим (животным, природным объектам, погоде) человеческих качеств называется …
| антропоморфизмом |
постмодернизмом | |
теоцентризмом | |
антропогенезом |
Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется …
| семиотическим |
антропоцентрическим | |
социальным | |
культурным |
Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются …