Какие бывают подиумы?
Кто из нас не видел показ мод? Но кто из нас задумывался над вопросом: Какие бывают подиумы? При слове «подиум» перед глазами сразу возникает длинная платформа, по которой дефилируют длинноногие девушки . Так выглядит самый простой, традиционный подиум. На самом же деле основных вариантов подиума есть 5. Вот о них то мы и поговорим в данной публикации. Если вы интересуетесь модой, то вам наверняка будет интересна эта тема. Ведь мода – это не просто красивые туфельки , например. Мода – это и кропотливая работа сотен людей, и история, и построения для показов. И так, по порядку.
Так какие бывают подиумы?
1. Подиум традиционный
2. Подиум П-образный, двойной
Название говорит само за себя. Две длинные платформы идут параллельно друг другу, соединяясь в торцах «перемычкой». Как вариант такой подиум может иметь форму не прямоугольника, а квадрата. Зрители могут размещаться как внутри буквы П, так и снаружи. Это плюс. Как минус можно выставить неполный обзор модели. Девушки начинают дефиле на одной платформе, а заканчивают на другой. Поэтому рассмотреть одеяние со всех сторон практически невозможно. Но многие дизайнеры любят именно этот вид подиума.
3. Подиум буквой V
Его можно назвать родственником П-образного двойного подиума. Только у него две платформы для дефиле сходятся в углу, образуя букву V или птичку, как вам нравится. Несколько лет назад такой подиум использовал для показа мод Игорь Чапурин.
4. Подиум-сцена
Все мы были в театре и представляем как выглядит театральная сцена. Вот на такой сцене и проходит показ мод. Подиум-сцена может быть круглой, полукруглой или прямоугольной. Модели ходят по сцене туда-сюда, спускаются по ступенькам в зрительный зал или занимают специально для них свободные места в зале. Просмотр одежды на таком подиуме крайне неудобен. Ряда примерно с четвёртого уже невозможно рассмотреть конкретные детали платья. Зрители довольствуются просто общей картиной происходящего действия. Создаётся впечатление, что такие показы делаются совсем не для показов. О причинах такого «спектакля» можно только догадываться.
Хотя, бывают и исключения. Как, например шоу, происшедшее недавно в Берлине «Show me». Удачное оформление сцены, цветовые эффекты и музыка сделали настоящий праздник дефиле.
Какие бывают подиумы?
5. Без подиума!
Да, вот такой каламбур. Подиум – это, прежде всего, возвышение над землёй. Но ведь модели могут ходить просто по расстеленной дорожке или по деревянному настилу. В этом есть своя прелесть – мы смотрим на модель, как на обычного, рядом стоящего человека. Здесь можно рассмотреть всё подробненько и хорошенько. Высокий подиум заставляет нас смотреть на модели сверху вниз, что естественно несколько искажает правдивость картины.
Какой же подиум выбрать? Это уже тема для другой публикации.
Видео «Gucci весна-лето 2013 модная коллекция одежды»
[vsw source=»youtube» width=»425″ height=»344″ autoplay=»no»]
Самые фантастические локации модных показов
От Великой Китайской стены и пустыни Алашань до театра Ла Скала и фонтана Треви
Перефразировав Уильяма Шекспира, сегодня можно смело сказать, что мода — это театр, весь мир — сцена, а дизайнеры и модели — актеры. И ради того, чтобы посмотреть очередное модное шоу знаменитости, редакторы глянцевых изданий, байеры и инфлюенсеры готовы накручивать тысячи километров по разным странам и континентам. Дизайнеры с каждым годом стараются все больше и больше удивить публику необычными локациями: от деревенских замков и песчаных пустынь до бассейнов в Майами.
Первопроходцем стал Джон Гальяно, который для показа кутюрной коллекции Dior выбрал богато украшенное здание парижской оперы Гарнье. В 2007 году Карл Лагерфельд устроил грандиозное шоу Fendi на Великой Китайской стене. На подготовку к показу у модного Дома ушел целый год, но организаторы не зря старались — с тех пор это самый длинный в истории моды подиум. В этом же году в Китай отправился и Пьер Карден, который вывез своих моделей в пустыню Алашань, а зрителей разместил прямо на песчаных дюнах. Впрочем, для звездных гостей вряд ли найдется достаточная высота. Вспомните, как гости показа Dior cruise 2018 в лице Рианны, Шарлиз Терон и других знаменитостей были перемещены в горы в Санта-Монике.
Николя Жескьер предпочитает локации с футуристичным акцентом: например, Музей современного искусства в Нитерое, где он показал круизную коллекцию 2017. А Алессандро Микеле тянется к религиозным сооружениям, взять хотя бы Вестминстерское аббатство в Лондоне, под сводами которого прошло круизное шоу 2017, или римский некрополь Алискамп в Арле, где гости любовались коллекцией Gucci cruise 2019. Что касается показов Chanel, то Карл Лагерфельд и здесь впереди планеты всей: показ коллекции cruise 2017 он провел в столице Кубы Гаване, гостей к нужной улице-подиуму доставляли на автомобилях Cadillac. А шоу Chanel Métiers d’Art 2017 — в Эльбской филармонии в Гамбурге под аккомпанемент классической музыки.
У мировых дизайнеров ни одно место не останется пусто, а потому, пока модный месяц набирает обороты, мы предлагаем вспомнить самые захватывающие локации показов за последние несколько декад. Путешествуем по миру вместе с Vogue.
Показ мод: красивая сторона фэшн-индустрии. Часть 4. 5 самых популярных подиумов для показов мод.
Фото. Принято считать, что для проведения показов мод непременно нужен подиум. Так ли это на самом деле?
Оглавление
Продолжаем говорить о проведении показов мод. В этой публикации я хочу показать вам основные варианты подиумов, которые используются в подиумных показах. Таких базовых вариантов всего 5 штук.
Вариант 1. Традиционный подиум.
Это самый простой вариант подиума, который представляет собой одну длинную платформу. Она начинается от кулис и заканчивается перед зоной для фотографов. Такой подиум используется в показах чаще всего и смело может называться классикой жанра. Длина и ширина такого подиума зависят конечно от зала и масштаба мероприятия.
Например, в Москве в Гостином дворе подиум имеет длину около 25 метров, а для одного из показов Модного дома «Татьяна Парфенова» был заказан подиум длиной 50 метров. Минимальный подиум для показов — около 10 метров в длину, однако чтобы длинное платье при проходке начало развиваться, «лететь» при движении, лучше иметь «разгонную полосу» хотя бы в 20 метров.
Фото. Классический подиум в виде одной длинной платформы, приподнятой над уровнем пола. Как правило, стулья для гостей расставляют вдоль длинных сторон подиума в несколько рядов.
Фото. Плоский подиум является популярной альтернативой традиционному подиуму. В этом случае дорожка для движения моделей создается с помощью тонкого покрытия или в ее роли выступает обычный пол.
Вариант 2. Без подиума.
Фото. Высота подиума имеет значение! Именно от этого зависит, с какого ракурса зрители смотрят на модель. Если модель идет по высокому подиуму, то зрители смотрят на нее снизу вверх, и ноги модели кажутся более длинными из-за перспективных искажений.
На что влияет высота подиума?
Давайте обсудим, на что влияет наличие или отсутствие подиума? Представьте себя зрителем, сидящим сбоку от подиума. Средняя высота подиума будет примерно на уровне вашей талии. То есть, глядя прямо перед собой, вы будете видеть только ноги модели. А чтобы рассмотреть платье, надо смотреть снизу вверх.
Если подиума нет, то вы просто смотрите на стоящего человека, как обычно. Уровень ваших глаз будет примерно на уровне талии модели. Если ряды устроены с постепенным подъемом уровня, то чем дальше вы сидите от подиума, тем больше вы смотрите на модель сверху вниз. Если же ряды без подъема, то уже с 3-го ряда ничего не видно, и вам придется смотреть показ стоя.
Все нижеследующие варианты подиумов могут быть решены либо в традиционном стиле с приподнятой платформой над уровнем пола, либо в стиле «без подиума», когда сохраняется лишь визуальная геометрия той или иной формы дорожек для дефиле.
Фото. Показ на П-образном подиуме, коллекция Валентина Юдашкина, весна-лето 2012. Благодаря конструкции подиума, зрители могут сидеть не только по обе стороны подиума, но и внутри него, между двумя дорожками для дефиле.
Вариант 3. Двойной П-образный подиум.
Фото. Подготовка к показу с плоским П-образным подиумом. Сейчас он еще закрыт черной тканью, чтобы при рассадке гостей его не затоптали. Потом ткань снимут, и по белому подиуму пойдут манекенщицы.
Фото. Показ Игоря Чапурина, осень-зима 2005/2006. Плоские дорожки «подиума» сходятся буквой V, позволяя разнообразить хореографию традиционного дефиле.
Вариант 4. Подиум в виде буквы V.
Это модификация предыдущего варианта с той разницей, что два подиума идут не параллельно друг другу, а сходятся под углом в одной точке. Такой подиум использовал, например, Игорь Чапурин.
Фото. Показ Кирилла Гасилина на сцене концертного зала, весна-лето 2009. Модели могли пройти только вдоль сцены, да спуститься по ступенькам. Но ближе к зрителям это их не делало, поэтому рассмотреть модели можно было только через теле-объектив фотокамеры.
Вариант 5. Подиум-сцена.
Представьте себе обычный зал небольшого театра: ряды кресел постепенно спускаются вниз к основной сцене. Она может быть полукруглой или прямой, не так важно. Главное, что все действие происходит там, на сцене. Модели могут ходить вдоль и поперек, спускаться по ступенькам или занимать позы на креслах и диванах, установленных на сцене.
На мой взгляд, это самое неудачное решение для показа по двум причинам. Первое: начиная с 3-го ряда видно только общую картину этого фэшн-представления, и совершенно не видно что именно надето на моделях. Второе: хороших мест для съемки таких коллекций в залах нет, поэтому все камеры располагаются примерно на уровне амфитеатра. Что хорошего оттуда можно снять? Ответим честно, ничего. С другой стороны, возможно, проводя показ таким образом, дизайнер и не ставил перед собой задачи показать одежду и сделать хорошие кадры. Цели ведь бывают разными. Перефразируя Маяковского, можно толерантно заметить, если такие подиумы используют, значит, это кому-то нужно.
Фото. Показ мод на сцене в рамках шоу «Show me». В центре сцены блестит настоящая вода, а по широкому ободу сцены дефилируют модели. Пространство сцены позволяет не только пройти по краю, близко к зрителям, но и уходить вглубь сцены по ступенькам.
Вместе с тем, мне встречался интересный вариант использования подиума-сцены. Это было концертное шоу нового поколения «Show me». Шоу проходит в Берлине, в прекрасном современном концертном зале Friedrichstadt-Palast. Сцена в этом дворце устроена не как в наших классических залах, когда сцена от первых рядов отделена приличным расстоянием, а наоборот — сцена своим полукругом входила в зрительный зал. Благодаря этому все действие на сцене было хорошо видно с разных сторон, даже без бинокля.
Один из эпизодов шоу был посвящен показу мод. Девушки дефилировали по краю сцены, от одной кулисы до другой, по широкой овальной дорожке. В сочетании со световыми эффектами, оформлением сцены и музыкой это было исключительно красивое представление! И, пожалуй, обычный прямой подиум не позволяет создать такого сильного эффекта погружения внутрь дефиле, как это было сделано здесь. Но в России таких сцен, к сожалению, нет, так что воспользоваться зарубежным опытом будет проблематично.
Фото. Показ марки Coven, осень-зима 2009. Широкая зона для дефиле разделена «колоннами» задника на 4 дорожки. Дальняя часть задника сделана зеркальной, что создает иллюзию дополнительной глубины пространства.
Фото. Показы Карла Лагерфельда для марки «Chanel» всегда отличаются масштабным подходом. Для сезона осень-зима 2008/2009 он выбрал круглую арену с открытым павильоном в центре.
Фото. Широкое пространство для дефиле между противоположными зрительными рядами позволяет использовать самые разные инсталляции во время шоу. Здесь вы видите кадр из показа Ronaldo Fraga, осень-зима 2009/2010.
Другие возможности подиумных решений
Помимо описанных выше подиумов, в креативных постановках конечно возможны самые замысловатые варианты: вращающиеся подиумы, подиумы в виде лестниц или в форме многоярусных тортов. Подиум может быть проложен в виде извилистой дорожки, напоминающей движение песка в пустыне, или подиум может повторять изгибы фантазийного бассейна, если показ проводится в каком-нибудь курортном отеле. Креативные варианты подиумов ограничены только фантазией дизайнера и бюджетом его Модного дома.
Кстати, как вы могли заметить, наиболее популярны подиумы в двух цветах — белом и черном. Однако, встречаются покрытия серого цвета, бежевого или даже красного, а в некоторых случаях подиумы специально застилают материалом с той же расцветкой, что и задник — так создается единое пространство для воплощения замысла дизайнера.
Фото. Популярность черных подиумов очень велика! Гладкий черный задник и черный пол создают хороший фон для моделей любого стиля и цвета..
Фото. Рисованный принт покрытия подиума на показе Алены Ахмадуллиной, весна-лето 2006, продолжает общую стилистику коллекции и вторит оформлению задника.
Какой подиум выбрать?
Представим себя дизайнером с ограниченными возможностями, как это бывает обычно, и зададимся серьезным вопросом — какой подиум лучше всего? В поисках ответа мы должны учитывать, в первую очередь, формат своего показа. Каким целям он служит? Какая публика и с какими целями придет на него?
По моему опыту, чтобы рассмотреть модели на подиуме, сидеть дальше 3-го ряда нет никакого смысла. Если мы поставим стулья в 3 ряда, то чтобы коллекцию увидело много приглашенных гостей, подиум должен быть довольно-таки протяженным. Если же на показ приглашен узкий круг клиентов и байеров, то можно обойтись небольшим подиумом и двумя рядами стульев. В камерной обстановке всем все будет видно. Именно так, например, проходит конкурс дизайнеров «Тиссура Couture» (см. иллюстрации ниже). Небольшой подиум классической формы устанавливается прямо в торговом зале, а сам магазин на время показа закрывается для входа покупателей.
Кстати, очень тесно с выбором подиума связана режиссура показа — как будут выходить модели и что впечатляющего можно изобразить на подиуме для публики. Об этом мы поговорим в следующей статье этого цикла.
Фото. Микро-подиум на выставке. Размеры стендов на выставках не позволяют устанавливать полноценные подиумы, но небольшой подиум для мини-показа вполне можно разместить. Тем более, что показы на стендах всегда привлекают к себе внимание.
История показов мод. Истоки высокой моды
Сегодня мы немного поговорим о дефиле. Все мы видели показы мод по телевизору, когда известные дизайнеры презентуют свои коллекции.
Давайте посмотрим, откуда пошла такая традиция, и какие цели она преследует на самом деле.
Дефиле — это не просто красочные шоу, на которые известные бренды тратят миллионы долларов, нанимая режиссеров, постановщиков и декораторов. Это еще и важный стратегический шаг в продвижении продукции, и конечно, возможность для компании громко заявить о себе.
Чарльз Фредерик Уорт
Считается, что отцом дефиле является Чарльз Фредерик Уорт, которого часто называют одним из величайших модельеров XIX века, стоявшего в ряду основоположников Haute Couture. Он в середине 1860-х годов первым ввел в обиход демонстрацию созданной им одежды не на эскизах, а непосредственно на молодых девушках-моделях, которых он называл «sosies» (двойники). Первой моделью, не долго думая, он назначил свою жену — Мари-Августина Верне, которую сейчас называют первой манекенщицой. Благодаря тэтому приему Уорт завоевал признание у всех клиенток ателье.
Показ мод в ателье Чарльза Фредерика Уорта
Однако показы Уорта не являлись дефиле в классическом понимании. Они проходили в специально оборудованной маленькой комнатке-шоуруме при ателье: клиент сидел, модели выходили и вставали перед ним. Слово же défilé (в переводе с французского «узкий проход между некими препятствиями: горами, водными преградами») в обозначении показов мод стало употребляться позже, со сменой «ландшафта» и декораций.
В 1860 году Чарльз Уорт организовал показ мод во время скачек на ипподроме Лоншан, заложив тем самым традицию, которую продолжали другие кутюрье вплоть до 1930-х годов. Опять же, это не был классический показ — модели просто красовались на мероприятии в светской обстановке и больше напоминали промоутеров. Тем не менее, задумка приносила свою долю публичности.
Париж, ипподром Лоншан — 1910 год
Естественно, идеи тут же взяли на заметку конкуренты. Вслед за Уортом они стали оборудовать свои магазины такими же комнатами-шоурумами. В 1905 году в Лондоне состоялось первое дефиле, напоминающее то, что мы видим сегодня на подиумах. Его организатором стала дизайнер по имени Люсилль Глин (Lucille) — одна из ведущих британских модельеров конца XIX – начала XX века. Она во многом была новатором: именно она, например, предложила сменить женские корсеты на более удобное бельё, чем-то напоминающее бюстгальтеры, и придумала юбки с разрезом.
Она возвела в своем ателье небольшую сцену и устроила целое шоу: одетые в ее дизайнерские платья девушки прохаживались перед гостями под музыку. Как оказалось, этот шаг принес Люсилль неплохой успех, ведь за следующие полгода объем продаж ее ателье вырос в два раза! Ее вечерние платья и нижнее белье полюбились не только простым жительницам Лондона, но и стали частью гардеробов английской богемы той эпохи. Ее наряды носили киноактрисы Гэби Дэслис, Джерти Миллар и Лили Элзи.
Дело развивалось дальше, и начало приобретать размах.
Следующим свой вклад внес французский модельер Поль Пуаре. Он смекнул, что неплохо было бы дать клиентам рассмотреть одежду со всех сторон и сделал импровизированный подиум во всю комнату, вдоль стен которой сидели гости. А также добавил к подиуму возможность переодеваться в маленькой комнатке (то, что сейчас зовется бэкстейджем). Он лично помогал им менять наряды и подгонял одежду на моделях. После шоу гостей ждали вечеринки вроде современных афтерпати. А уже в 1911 году Пуаре устроил в собственном саду яркое театрализованное шоу «1002 ночи, или Торжество по-персидски», сделав новый виток в истории модных показов.
Показ мод Поля Пуаре
Модели Пола Пуарэ в Париже — 1904 год
А вот моделей-мужчин начали использовать лишь в 1952 году. Это произошло во Флоренции благодаря модному дому Brioni.
20-е годы стали расцветом высокой моды в Париже. Больше всего нам знакомо имя Коко Шанель, но также наряду с ней тон в эту эпоху задавали Мадлен Вионне и Эльза Скиапарелли.
Продажи шли, не отходя от кассы: заказы делались через доверенное лицо кутюрье (pr-менеджер в наше время) прямо после показов.
Уже в 1931 году француженка (а по происхождению — итальянская аристократка), создательница понятия «прет-а-порте» Эльза Скиапарелли. создала привычный нам длинный подиум. Многие считают ее «матерью» дефиле в современном понимании этого слова — именно на её показах демонстрация мод обрела театрализованный характер, получив признаки удивительного, порой эпатажного — шоу.
Модели Скиапарелли на показе
Парарллельно с Европой свою дорожку протаптывала мода американского континента. Начиная с 1903 года крупные модные магазины и универмаги Нью-Йорка и Филадельфии устривали собственные показы для привлечения покупательниц, от которых после таких шоу отбоя не было. В те времена к моделям не предъявлялось особых требований, важными были красивое лицо и плавная походка.
Уже в 1915 году в Нью-Йорке прошла первая в истории масштабная демонстрация дамского белья. Пришли не только клиентки, но и за ними увязались поглазеть их мужья.
Показ в одном из салонов Нью-Йорка — 1925 год
КАК ПОЯВИЛИСЬ НЕДЕЛИ МОДЫ
До начала Второй мировой войны европейская и американская мода пользовались примерно одинаковой популярностью среди местного населения. Преимущество сохранялось за французкими дизайнерами до 1940-го, когда Германия оккупировала Францию. Париж фактически оказался закрыт, и мир американской моды остался без значительного влияния Европы.
В 1943 году американка Элеонора Ламберт собрала в Нью-Йорке модельеров и дизайнеров из США, чтобы провести «Пресс-Неделю». Это стало прообразом Недели моды — мероприятие было неофициальным, однако традицию заложило.
Модная «Пресс-Неделя» в Нью-Йорке, 1943 год
Тем не менее, понадобилось целых 30 лет для ее продолжения. Лишь в 1973-м прошла 2я неделя моды в Париже. Далее эстафету принял Милан (1979 год). Четвёртым стал Лондон — первая Неделя моды прошла тут в 1984 году. Первая же официальная нью-йоркская Неделя моды состоялась только через 50 лет после неофициальной, в 1993-м, однако именно этот город считается «прародителем» шоу.
Модная «Пресс-Неделя» в Нью-Йорке, 1943 год
«Press Week» получила огромный успех среди всего fashion-сообщества тех времен. Мода Америки перешла на новый уровень развития и получила признание модельеров из других стран, а покупатели-соотечественники наконец-то оценили творения своих дизайнеров. Таким образом, формальной датой возникновения Недели моды считается 1943 год, а местом – Нью-Йорк.
Отдельно нужно отметить одного из пионеров американской моды Нормане Норелле. Он знаменит тем, что его платья носила Мэрилин Монро.
Норелл с моделями на показе весна-лето 1949 года
НАЧАТЬ ЗАНОВО
Вернемся к моменту окончания войны в 1945 году. Среди прочих разрушенных стран Еврропы Франция чувствовала себя относительно неплохо, но индустрия моды за это время понесла серьезные потери — ее пришлось восстанавливать.
Сын легендарного кутюрье Нины Риччи, Роберт, подсказал экономичный вариант показа: он предложил делать миниатюрные версии своих работ. Этот способ представить публике свои достижения позволял не тратиться на большие объемы ткани. Такие мини-показы получили название «маленький театр моды» (Le Petit Théâtre de la Mode).
Модельеры Кристобаль Баленсиаги и Жанна Ланвен, одели в свои работы 200 манекенов в треть человеческого роста и выставили в Лувре в 1945 году, а затем отправили в турне по Европе. В следующем году эти же манекены одели в новую коллекцию и послали покорять США. Такой вот бюджетный модный показ.
Манекены с выставки, проходившей в Нью-Йорке в 1946 году
НОВЫЕ ПРАВИЛА
В довоенные годы показы от-кутюр проводили в тесных салонах — там же, где находилась мастерская дизайнера. На том же месте оформляли заказы клиентов, которые возвращались в салон в следующие 6 недель для снятия мерок. В те годы, до появления подиума, акцент был на клиентуре, а не на публичности. Но вскоре все изменилось.
В 1947 году Кристиан Диор разрешил фотографам отснять свою первую дизайнерскую коллекцию. Редактор модного журнала Harper’s Bazaar Кармэль Сноу назвал ставшую знаменитой коллекцию «Новый образ» (The New Look).
Из коллекции «Диор» 1947 года
Кристиан Диор с моделями
Италия
В Италии показы начались в 1950-х во Флоренции. Ведущие дома моды из Рима, Турина и Милана, включая такие бренды, как «Симонетта Висконти», «Шуберт» и «Эмилио Пуччи», выставляли коллекции в стенах грандиозного дворца Сала Бьянка.
Организованные под руководством Джованни Баттисты Джорджини, эти показы были попыткой соревноваться с модными домами Парижа и восстановить текстильную и модную индустрию итальянских ателье после войны.
Модный показ, Флоренция — 1951 год
В те годы шоу рекламировали как еще одну остановку для редакторов модных журналов после того, как те посетили показы в Париже и направлялись на лайнеры — домой, в Америку. Гостей таким образом подкупали, размещая их в роскошных отелях и наливая для них лучшие итальянские вина в попытке произвести на них впечатление до того, как те усядутся у себя в редакции и оповестят мировую общественность о том, чьи модельеры все-таки являются законодателями в этом сезоне.
Юбер де Живанши с актрисой Одри Хепберн
В 1952 году свою первую коллекцию представил Юбер Живанши. Его дружественные отношения с Одри Хепберн, которую он одевал для роли Сабрины в «Завтраке у Тиффани», стали предвестником рекламных отношений между крупными брендами и знаменитостями.
Показ коллекции Живанши 1970 года в Париже
А в 1956 году Габи Агьен, основательница бренда Chloé, пригласила прессу в легендарное Кафе де Флор, чтобы устроить самый неформальный показ того времени.
Дизайнер просто одела моделей в свою коллекцию, и они вместе провели вечер в заведении — общались, болтали и выпивали с редакторами и другими представителями мира моды.
Вечер в Кафе де Флор — 1956 год
Взлет прет-а-порте
Ив Сен-Лоран с моделями
Невзирая на все претензии высокой моды, в 60-х годах группа предприимчивых дизайнеров, объединившая как новичков на сцене (Ив Сен-Лоран), так и ветеранов модного мира (Нина Риччи), начала выпускать готовые коллекции «прет-а-порте» (с французского pret-a-porter — «готовый к ношению») за две недели до традиционного показа коллекции от-кутюр.
Так началось покорение модельерами массового рынка — а вслед за ним и открытие сети бутиков, и массовая узнаваемость.
Сексуальная революция 60-х быстро отразилась и на высокой моде — ведь что такое концептуальные показы, как не переосмысление культуры через внешний вид? Дизайнеры новой волны, такие как Пьер Карден и Пако Рабан, смело урезали юбки и использовали яркие цвета, импонируя молодым покупательницам.
Ив Сен-Лоран после показа — 1963 год
Подиум выходит на первый план
70-е ознаменовали век современной моды: коллекции прет-а-порте потеснили от-кутюр, а подиум стал главной площадкой для выражения дизайнерской мысли. В Париже стало появляться так много молодых дизайнеров, что показы мод проводились уже два раза в год, а в 1973 году официально открыли первую неделю моды в Париже.
Первая Неделя моды в Париже, 1973
Главными открытиями Парижской недели моды были японский дизайнер Кендзо Такада, Соня Рикель и бренд Chloé под творческим руководством Карла Лагерфельда.
Ренессанс Европы
Уже в следующем десятилетии центром креативности стал Лондон. На модную сцену ворвалась Вивьен Вествуд с ее характерной смесью исторических элементов, секса и анархии. Полчища ее поклонников одинаково фанатели и от панк-рока, и от ее одежды. Показы Вествуд ломали все устои, были непочтительны по отношению к канонам «изящной» моды и привнесли в модный мир элемент популярности и протеста.
Первый показ Лондонской недели моды — 1984 год
Лондон стал кладезем для прессы и покупателей, которые отчаянно гнались за следующим большим хитом.
Другие дизайнеры протестного толка, переосмыслявшие идею показа мод, стремились разнообразить подиум, представляя на нем новые этнические группы, пол, возраст и размер моделей.
Эпоха супермоделей
Каждое десятилетие история моды претерпевала большой концептуальный разворот, смещение ракурса.
60-е были эрой новшества в подаче и конкуренции среди ведущих модных домов Европы. 70-е — веком прет-а-порте и смены нравов. 80-е воплотили в себе инновацию, протест и омоложение с выходом на сцену модельеров из-за пределов Европы и Америки.
В 90-х — эру зарождения массовых коммуникаций, глянца и телевизора — все внимание отвернулось от дизайнеров к супермоделям. Именно они стали звездами этого поколения, обретя небывалую славу — в популярности они сравнились с рок-звездами, а ведущие модные дома тратили целые состояния, привлекая их к участию в показах своих коллекций.
Театр моды
Показ коллекции весна-лето — 2017 от Louis Vuitton, Рио-де-Жанейро
Когда кажется, что все способы впечатлить толпу уже исчерпаны, обязательно находится один бунтарь, готовый вновь произвести фурор и положить начало новому тренду.
В 90-х таким человеком стал бельгийский дизайнер Мартин Маржела — он полностью попрал установленные правила проведения показов, в то время проходивших в специально обустроенных залах, музеях и арендованных для проведения шоу зданиях театров. Для своей очередной коллекции он просто взял и вывез гостей в спальный район на окраине Парижа, где провел импровизированный показ прямо посреди детской площадки — ни подиумов, ни сидений, — пригласив туда же местные семьи с детьми.
Но по-настоящему переломным моментом стал показ 1996 года Александра Маккуина. Британский эксцентрик организовал шоу в заброшенной церкви, назвав свою коллекцию «Данте». С этого момента модные показы окончательно стали сравнивать по театральности, а локация стала такой же важной, как и сама одежда.
Показ Александра Маккуина 1998 года в Лондоне
Цифровой век
Наибольшие изменения в проведение модных показов внесли технологии — хотя порой консервативную индустрию моды и приходилось буквально тянуть за уши в цифровой век. Первым представил свою коллекцию в сети австрийский дизайнер Хельмут Ланг в 1998 году.
«Я понимал, что интернет превратится во что-то гораздо большее, чем мы можем себе представить, и думал, что было бы неплохо уже тогда принять это и бросить вызов стандартам. К тому же это ведь был прекрасный способ по-новому донести мою работу до массовой аудитории». Хельмут Ланг
Коллекция Ланга осень-зима 1998 года
А в 2010 году Александр Маккуин стал первым дизайнером, запустившим прямой эфир с показа в сети. Тренд, заданный британцем, снова покатился снежным комом. Уже со следующего года неделя моды в Нью-Йорке начала пускать все свои шоу в эфир, а сегодня любой показ можно посмотреть через канал в инстаграме.
Показ Александра Маккуина «Атлантида Платона» — 2010 год
Инстаграм сегодня стал главной площадкой, на которую опирается индустрия моды. Даже экстравагантные трехдневные поездки на круизных лайнерах, которые устраивают модные дома для тех, кто купил билеты на частные показы, — это продуманные рекламные кампании, цель которых — максимально осветить событие в инстаграме.
В 2017 году Louis Vuitton отвез своих гостей на лайнере в Рио-де-Жанейро, по прибытии представив свою грандиозную коллекцию на лестнице, ведущей в музей искусств, а в этом году свозил посетителей через океан в Токио. Эти поездки предназначены для того, чтобы вызвать фурор в инстаграме. Одежда почти не имеет значения.
Модный мир однозначно стал более коммерческим, хладнокровным местом, где конкуренция уничтожает слабых, а рядовых моделей, кому не повезло приглянуться влиятельным модельерам, индустрия пережевывает и выплевывает к 30 годам.
Но мода не стала от этого менее экстравагантной. Со стримингом показов и бесконечными возможностями инстаграма размах шоу с каждым годом только растет, а сами показы теперь доступны любому желающему.
Так мода, одна из самых скрытных и недоступных сфер в культуре, проделала свой путь от закрытых салонов Парижа до экрана вашего смартфона.
Благодарим за внимание, будем рады, если вам понравилась эта статья! 🙂